В сообщении Трампа в соцсети TruthSocial сказано, что США также введут экспортный контроль в отношении критически важного программного обеспечения.
Ранее в пятницу президент США резко отреагировал на решение Пекина ужесточить правила экспорта редкоземельных металлов, обвинив Китай во «враждебности» и попытке «держать мир в заложниках».
Он пригрозил отменить встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, но позже уточнил, что все-таки не отменил ее, хотя и «не уверен, что она состоится».
«Я все равно буду там», — сказал он журналистам в Белом доме.
Предполагалось, что они встретятся на саммите АТЭС в Южной Корее, который должен пройти с 31 октября по 1 ноября 2025 года
Финансовые рынки отреагировали на заявление Трампа падением: индекс S&P 500 закрылся с понижением на 2,7% — самым резким с апреля.
Китай удерживает мировое лидерство в производстве редкоземельных металлов и других ключевых материалов, используемых в автомобилях, смартфонах и множестве других товаров.
После предыдущего ужесточения экспортного контроля со стороны Китая — в ответ на повышение тарифов со стороны США — многие американские компании выразили обеспокоенность. Автопроизводитель Ford даже был вынужден временно приостановить производство.
Кроме того, Китай начал антимонопольное расследование в отношении американской технологической компании Qualcomm. Несмотря на то, что Qualcomm базируется в США, значительная часть ее бизнеса сосредоточена в Китае.
Пекин также заявил, что введет новые портовые сборы для судов, связанных с США, включая те, что принадлежат или управляются американскими компаниями.
«В Китае происходят очень странные вещи! — написал Трамп в соцсетях в пятницу. — Они становятся очень враждебными».
С мая между США и Китаем действует хрупкое торговое перемирие: стороны договорились отказаться от трехзначных тарифов, которые практически остановили торговлю между странами.
Тем не менее, американские товары по-прежнему облагаются дополнительным 30-процентным тарифом по сравнению с началом года, а китайские — новым 10-процентным тарифом при ввозе в США.
С тех пор стороны провели ряд переговоров по вопросам о правах собственности на соцсеть TikTok, сельскохозяйственных закупках, торговле редкоземельными металлами и передовыми технологиями, включая полупроводники.
Ожидалось, что эти переговоры продолжатся на саммите в Южной Корее.
Эксперт по Китаю Джонатан Цзин из Брукингского института отметил, что действия Си Цзиньпина направлены на формирование повестки предстоящих переговоров, подчеркнув, что новые правила экспорта редкоземельных металлов пока не вступили в силу.
«Он ищет способы перехватить инициативу, — сказал он. — Администрация Трампа вынуждена реагировать на возникающие проблемы по мере их появления».
Он добавил, что Китай не боится ответных мер со стороны США.
«Из предыдущих раундов торговых переговоров Китай сделал вывод, что у него выше болевой порог, — сказал он. — С их точки зрения, администрация Трампа дрогнула».
Ранее Китай добивался смягчения американских ограничений на полупроводники и стремился к более стабильной тарифной политике, чтобы упростить экспорт в США.
Пекин уже использовал доминирование Китая в производстве редкоземельных металлов как рычаг давления.
Однако новые правила экспорта, объявленные на этой неделе, нацелены на зарубежных производителей оборонной продукции, что делает их особенно серьезными, считает Грейслин Баскаран, директор программы по безопасности критически важных минералов в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
«Ничто не заставляет Америку действовать так, как угроза ее оборонной промышленности, — сказала она. — США придётся вести переговоры, потому что у нас ограниченные возможности, а в условиях растущей геополитической напряженности и потенциального конфликта нам нужно укреплять промышленную оборонную базу».
Хотя встреча Трампа и Си Цзиньпина теперь кажется маловероятной, Баскаран считает, что она все ещё возможна. Новые китайские правила вступят в силу только в декабре.
«Переговоры, скорее всего, неизбежны, — сказала она. — Кто их будет вести и где они пройдут — покажет время».